Техника художественной росписи стен

Пресытившись разнообразием традиционных обоев, отечественный потребитель все чаще обращается к нетрадиционным методом отделки помещений — экзотическим видам обоев с использованием природных материалов, декоративным штукатуркам и настенным росписям по современным технологиям. Действительно, альфрейная живопись хотя и является дорогим видом декоративной отделки помещений, однако придает им особую изысканность.

Альфрейная живопись называется архитектурном или иллюзионистической живописью (LE Trompe-LOEIL). Особенностью этого вида отделки помещений является полная иллюзия объемных накладных лепных деталей с игрой света и тени. Росписи в этой технике выполняются в четкой последовательности. Наиболее предпочтительной основой для живописи является иэвестково-песчаная штукатурка с влажностью не более 5,5%, поверхность которой обрабатывается разогретой на водяной бане и разведенной скипидаром или уайт-спиритом льняной олифой.

Слой льняной олифы наносится кистью и сохнет 4-5 дней, после чего наносится казеиново-масляная шпаклевка. 20%-ный раствор казеинового клея (состав: порошок казеинового клея — 20%, вода — 80%, несколько капель аммиака) добавляется к мелу и смешивается до консистенции жидкого теста, после чего добавляется олифа из расчета 100 г на 1 кг шпаклевки. Слой казеи ново-масляной шпаклевки следует нанести шпателем на высохший слой олифы несколько раз. Высохшая шпаклевка покрывается льняной олифой и высушивается около двух недель, после чего наносится грунт (густые белила), сохнущий неделю. Поверх него наносится два слоя акрилового или эмульсионного грунта.

Техника художественной росписи стен

Именно на эту основу и будет перенесено с помощью накалывания рисунка-картона иглой изображение. Вначале окрашиваются большие цветовые плоскости, затем поверх них выписываются цветом детали. Чаще всего альфрейные росписи имитируют роскошную отделку лепными плафонами, фризами, декоративными зеркалами, скульптурами в нишах, мрамором, малахитом, позолотой и бронзой. Чаще всего используются краски марок CAPAROL и KEIM.

Строительные материалы фирмы KEIM позволяют выполнять не только альфрейные росписи, но и так называемую "минеральную живопись" в нескольких вариантах в зависимости от назначений живописных фрагментов. Особая технология была разработана для выполнения живописных работ на стенах и потолках (плафонах), для изображения живописных орнаментов и для наружного окрашивания фасадов.

Особенность "минеральной живописи" в интерьере состоит в использовании в качестве связующего красок растворимого стекла, что обеспечивает им яркость и стойкость к атмосферным воздействиям.

Техника художественной росписи стен

Если живопись выполняется на стенах или потолках, на поверхность стены вначале наносится штукатурный слой. Состав штукатурки: 4 части крупного песка, 1 часть портландцемента и 1/4 части гашеной извести.

После высыхания штукатурного слоя поверхность протравливают слабым водным раствором кремнефтористоводородной кислоты. Кислота растворяет углекислую известь на поверхности штукатурного слоя и преобразовывает ее в кремнефтористый кальций, способный растворяться и при последующем смачивании поверхности водой проникать вглубь штукатурного слоя. Это обеспечивает пористость поверхностного штукатурного слоя и оптимальный для фиксирования красок растворимым стеклом состав извести штукатурки.

Изображение наносится либо углем по стене, либо переводится с картона методом накалывания. Особая прочность красок объясняется применением в их составе водного глинозема и гидрата окиси магния. Несмотря на то, что "минеральная живопись" является стойкой к атмосферным воздействиям, ее защищают от запыленности и заполнения слоем парафина.

Техника художественной росписи стен

Если способом "минеральной живописи" выполняются орнаменты, их тон менее интенсивный, а краски не отличаются прозрачностью. Эта технология выполнения живописи проще первой и не требует особой подготовки для фунта. В качестве основы для живописи подходят известковые, цементные, цинковые и железные поверхности, т. е. поверхности с не очень высокой пористостью.

Основа пропитывается смесью (5 частей снятого молока и 1 часть известкового молочка), а сами краски в порошкообразном состоянии смешиваются на металлической палитре с растворимым стеклом кистью, после чего наносятся на поверхность. Следует помнить, что после высыхания их тон сильно светлеет. После высыхания краску нельзя смыть водой, чтобы осветлить при необходимости, поэтому поверх можно наносить необходимое число корректирующих слоев. Прочность "минеральной живописи" сильно зависит от прочности штукатурки основы.

Какие краски и материалы использовать в росписи стен?